Ключевые даты
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ейский медицинский колледж» – одно из старейших учебных заведений Кубани.
2 марта 1932 года, по приказу Азово-Черноморского крайздравотдела, в одном из старейших особняков города начали работу постоянные шестимесячные курсы медицинских сестёр.
В 1933 году были организованны полуторагодичные курсы для подготовки младших акушерок.
С 1 сентября 1935 года курсы были преобразованы в школу медсестер с двухгодичным сроком обучением.
С 1 сентября 1937 году школа реорганизована в акушерско-сестринскую, с трехгодичным сроком обучения.
В 1955 году школа была реорганизована в Ейское медицинское училище.
В 1991 году был произведен первый набор студентов для обучения специальности 0408 “Стоматология ортопедическая” с присвоением квалификации “Зубной техник”.
В 1994 году в связи с потребностью в зубоврачебных кадрах для северной зоны Краснодарского края был произведен набор студентов по специальности 0404 “Стоматология”.
В 1995 году открылось отделение повышения квалификации и сертификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
В 2001 году открыты филиал в г. Горячий Ключ и медицинский класс в средней общеобразовательной школе № 4 г. Ейска. Успешное развитие позволило филиалу в г. Горячий Ключ выделиться 2008 году в самостоятельное учебное заведение.
В 2002 году открыт филиал в с. Агой Туапсинского района.
В 2003 году Ейскому медицинскому училищу по итогам аккредитации присвоен статус колледжа.
В 2012 году по предложению департамента образования и науки Краснодарского края колледж был включен в национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России».
В 2016 году, накануне 85-летия Ейского медицинского колледжа был создан поисковый отряд «Память зажигает сердца». Целью отряда стало восстановление имен выпускниц нашего учебного заведения, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Наши первые выпускницы, юность которых пришлась на военное время, достойно выдержали суровое испытание, пройдя наравне с мужчинами славный боевой путь до Берлина. В день 85-летия колледжа была открыта памятная доска.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ... |
Перелистывая страницы истории.
«Многие, особенно из простого класса, лечатся домашними средствами или обращаются к знахарям, которые лечат разными травами и за-говорами. Из среднего класса далеко не все в состоянии лечиться на дому, тем не менее, редко поступают в единственную здесь больницу. Врачи занимаются частной практикой, плата за визит ограничивается 1 и 1,5 рубля, или принимают и у себя на дому, большей частью бесплатно. Они вообще не могут выбирать особой специальности и лечат обыкновенно по всем болезням. Акушерки оказывают помощь весьма ограниченному числу родильниц, большая часть без их помощи: их заменяет простыня»,- писал ейский историк и священник Тимофей Стефанов сто пятьдесят лет назад.
Вот так жили, вернее, лечились наши прапрадедушки и прапрабабушки. Средняя продолжительность жизни тогда составляла 26 лет. Первая больница на 5 коек появилась в Ейске в 1863 году. Для нее арендовался частный дом купца Грибанова. В 1893 году больница расширилась до 37 коек, а в 1912 -уже до 60 (и это на 50 тысяч жителей). Добавлю, что в городе работало 9 врачей и 15 человек среднего медицинского персонала. Только в 1915 году был построен новый больничный комплекс на том же самом месте, где находится и сегодня. Инициатором этого строительства стал городской голова Василий Ненашев. Комплекс состоял из трех корпусов, амбулатории и аптеки и обслуживал в год до 1500 человек, амбулатория - до 25000. Это была существенная медицинская помощь населению города. Однако врачей и особенно медсестер по-прежнему не хватало. Они были нужны и в новых лечебных учреждениях, и в открывшемся в 1920 году санатории.
Первые медицинские курсы Красного Креста (РОКК) открылись в 1924 году при горотделе милиции. Организатором их был молодой хирург Виктор Фокин, приехавший в Ейск после окончания Харьковского медицинского института. Но гражданская война помешала дальнейшему развитию первого учебного медицинского заведения. И только 2 марта 1932 года по приказу Азово-Черноморского крайздравотдела, в ведении которого находилось ейское здравоохранение, в городе были открыты постоянные шестимесячные курсы по подготовке медицинских сестер. В первый набор приняли 60 человек.
Так началась история Ейского медицинского колледжа. Перелистаем ее страницы и вспомним тех, кто возглавлял учебное заведение на протяжении 80 лет. А это девять директоров, и, несомненно, каждый из них внес свой определенный вклад и в развитие колледжа, и в подготовку медицинских кадров.
1932. Первым директором курсов стал Виктор Александрович Фокин. Он привлек к чтению лекций лучших врачей - специалистов города: Г.С. Симоновича, А.Я. Вайнберга, А.К. Рудич, М. П. Бычкову, Т.А. Карамоско. Практические занятия проводились на базе городской больницы, а теоретические - в здании по улице Карла Маркса, 49 (ныне - рентген-кабинет поликлиники №1).
С 1 сентября 1935 года курсы были преобразованы в школу медсестер с двухгодичным сроком обучения на базе 7 классов школы, учащиеся ее получали среднее специальное образование и аттестат о присвоении квалификации медицинской сестры по уходу. Школе было предоставлено помещение по улице III Интернационала, 100 (Мира - ныне отель «Бристоль»). Здесь после перепланировки и ремонта разместились и классы, и библиотека. Было приобретено большое количество наглядных пособий. Ейская школа становилась все более известной, в нее стали поступать девушки из близлежащих станиц. Своего общежития не было, поэтому ежегодно перед началом учебного года в газете «Ейская правда» публиковались объявления о съеме жилья для студенток. В этом же году был получен жилой дом на улице Энгельса, 90, под общежитие на сорок человек. В каждой комнате проживало по 6-7 девушек.
Виктор Фокин - талантливый акушер-гинеколог, основатель этой службы в нашем городе, мечтал о том, чтобы школа выпускала и акушерок. И он добился этого. С 1 сентября 1937 года школа стала акушерско-сестринской с трехгодичным сроком обучения.
1939. С этого времени и по 1963 год школой руководил врач-дерматовенеролог Николай Францевич Фекса. «Это человек с большой буквы – так отзываются о своем директоре его студентки – выпускницы 50-х годов Валентина Полковникова и Анна Санина.
- необычайно добрый и ласковый, он был нам как родной отец. Никогда не слышали от него грубого слова. Но преподаватель был строгий, не раз пересдавали ему фармакологию».
Предвоенные годы были периодом расцвета в работе школы. Она готовила медсестер по трем профилям. В 1940 году прошел первый выпуск акушерок с трехгодичным сроком обучения. Дополнительно школе было отведено соседнее помещение на улице III интернационала, 102.
1941. Николай Фекса ушел на фронт и руководил госпиталем, но школа продолжала свою работу – готовила медсестер на фронт по ускоренной программе. С августа 1942 по февраль 1943 года – в дни оккупации города – школа не работала. Почти все имущество было разграблено и уничтожено фашистами. Но кто же востанавливал ее и впоследствии руководил? До недавнего времени эта страницы истории школы была неизвестна. Студенты колледжа – участники клуба «Патриот», встречаясь с ветеранми, - постоянно вели поиск. И они выяснили это и даже нашли фотографию директора школы военных лет. Это была Вера Михайловна Мишустина, окончившая Ленинградский сельскохозяйственный институт. Она с дочерьми приехала отдыхать в Ейск, но вернуться в Ленинград не смогла: началась война. Мишустина устроилась преподавателем математики в Ейский техникум механизации сельского хозяйства,но вскоре была назначена директором медшколы. Сразу после освобождения города школа вновь открылась и провела новый набор учащихся. Занятия начались 9 февраля 1943 года, а в марте этого же года свидетельства об окончании получили 43 медсестры, направленные на фронт. После окончания войны Вера Михайловна вернулась в Ленинград.
1944. Школу вновь возглавил вернувшийся с фронта Николай Фекса. В нее пришли работать преподавателями бывшие выпускники, многие из которых прошли фронт. Это М.С. Немчинова, Н.И. Лазарев, Г.Н. Калитенко,Л.Г. Труфанова, М.М. Галицкая, Ф.П. Казанцев. Преподаватели стали привлекать учащихся к исследовательской работе, написанию рефератов. Студентки оказывали помощь лечебным учреждениям, проводя с населением санитарно-просветительскую работу. Шокла приобрела кинопроектор, эпидиаскоп с набором для фильмов по всем основным медицинским дисциплинам – в то время это было очень необходимые и весьма дорогостоящие покупки.
В школе было небольшое подсобное хозяйство: выращивали овощи, фрукты. Имелась даже корова. Учащиеся покупали молоко по цене 150 рублей за литр.
Но Николай Францевич не только следил за учебным процессом, он старался воспитывать в учащихся уважение к белому халату, культуру поведения и в школе, и в медицинском учреждении, и в общественных местах. «Кажется, что он знал о каждой и берег каждую из девушек, а их ведь было 120 человек – 4 группы, вспоминат Мария Калиновна Махнева, проработавшая в колледже почти 50 лет. – Подзовет утром студентку и говорит ей: «вчера тебя видели с парнем. Не советую с ним встречаться, он не надежный человек» девушка удивлялась: «И откуда вы все знаете?» но к мнению директора прислушивалась. Его уважали и учащиеся, и преподаватели»
В 1955 году в жизни школы произошло важное событие. Она была реорганизована в Ейское медицинское училище. Впервые были набраны две фельдшерские группы.
1963. В этот год училищем стал руководить врач-хирург Владимир Александрович Зеленский. Он продолжил работу по совершенствованию учебного процесса. При нем был создан кабинет общего ухода на территории городской больницы и началось строительство учебного корпуса на ул. Энгельса.
1969. Всего один год на посту директора медучилища был сын известного, талантливого хирурга Георгия Симоновича Николай Георгиевич. Он вынужден был уйти по состоянию здоровья и многое из того, что хотел сделать, не смог.
1970. После ухода Симоновича директором училища стала санитарный врач Вера Васильевна Кокорева. «Очень спокойный, доброжелательный человек, вспоминат Раиса Ивановна Лопина. – справедливый, корректынй руководитель. Она не любила доносов, жалоб, сплетен, прекрасно разбиралась в людях. Может быть поэтому у нас тогда сформировался дружный коллектив».
В 70-тых годах конкурс на поступление в училище был очень большим, поэтому решили увеличить набор учащихся – добавили еще одну группу. Помещений для занятий не хватало, и расписание было очень напряженным. В 6 утра - практика, днем – теоретические занятия и с 7 вечера – снова практика. «Было трудно. Мы буквально с ума сходили от учебы», - рассказывают Любовь Рябуха и Ирина Чернобай, выпускницы 1976 и 1982 года. – Когда на свидания успевали бегать? А Вера Васильевна успокаивала: «Девочки, не бросайте училище, ведь медсестра – самая прекрасная профессия, ну, а расписание скоро изменится».
Действительно, вскоре было окончено строительство двухэтажного корпуса по ул. Энгельса. Благодаря такому увеличению учебных площадей обучение перевели на кабинетную систему. В училище появились кабинеты: НВП, общего ухода, анатомии, физики, терапии, хирургии, детских болезней, лечебно-профилактический кабинет. Для учащихся открылся буфет-столовая, а для абитуриентов – подготовительное отделение.
«Подготовка будущих медицинских кадров, - продолжает рассказ Раиса Ивановна Лопина, - качество их знаний всегда в училище становилось на первое место. В те годы это строго проверяли. Веру Васильевну, как и других директоровучебных заведений, регулярно заслушивали на заседаниях в горкоме партии. Как правило, никаких претензий к училищу не было». Ейское училище по методической работе, воспитаниюи обучению занимало одно из первых мест в Краснодарском крае.
1982. «Хирургом от Бога» называли Александра Александровича Демченко. Скольким в нашем он сделал операции, скольким спас жизнь! Именно он стал руокводить училищем в 1982 году. За время его деятельности увеличилось число кабинетов, в некоторых проведена реконструкция, построена столовая с горячим питанием для учащихся. Демченко обладал, наверное, одним из главных качеств педагога – выдержкой и терпнием. Он внимательно, не перебивая, выслушивал каждого. Никогда не повышал голоса. Он читал хирургию в фельдншерских группах. И читал блестяще. «Александр Александрович свои лекции всегда сопровождал яркими примерами, - вспоминает марина Пасенко, выпускница 87-го года, - и требовал от нас все показывать на себе, других».
Традиционными в училище были праздничные вечера, на которых собирался весь педагогический коллектив. На них Александр Александрович Демченко, будучи еще и творческим человеком, играл на пианино, читал свои стихи.
1992. Он ворвался в жизнь училища, как комета, как звезда, и озарил своим ярким светом все вокруг. За небольшой срок, а именно 5 лет, врач-реаниматолог-анестезист Геннадий Павлович Мазанников, ставший директором, успел сделать многое. В не простое перестроечное время он умело и правильно сделал экономические расчеты и после периода безвластия и застоя в училище буквально «поднял» его. Был проведен ремонт старого здания, и началось строительство нового корпуса на улице Мира, с актовым и спортивным залами, получена лицензия на ведение образовательной деятельности организована самостоятельная бухгалтерия, создан и оборудован новый кабинет ТСО (технических средств обучения).Были закуплены компьютеры. В каждом кабинете появились видеодвойки, преподаватели и студенты, снимая на видеокамеру необходимые материалы, создавали собственные учебные фильмы. С 1995г. в училище был введен лекционный метод обучения, а вскоре открыто новое стоматологическое отделение. «Геннадий Павлович –стремился, - рассказывает Тмара Семеновна Поповская, заместитель директора по учебной части, - чтобы наше училище было передовым, чтобы в нем работали самые сильные педагоги. Поэтому он сразу же послал на курсы повышения квалификации в Казанский мединститут (его база считается одной из самых сильных в стране) 33 преподавателя. В конце года они получили категорию, а значит, и повышенную зарплату».
Впервые в училище начали заниматься научно-исследовательской работой. Педагоги и студенты представляли свои работы на различные конференции и завоевывали призовые места. Мазанников и сам экспериментировал. Однажды он предложил разделить только что набранные студенческие группы по зодиакальному принципу. Педагоги недоумевали но решили попробовать. Каково же было их удивление когда они увидели, что ребята в группах очень дружны и показывают довольно высокий уровень знаний.
«Он зажег в нас искру, и она горит до сих пор» - так говорят о нем многие сегодня…
1997. С этого времени Ейским медицинским училищем, а с 2003 Ейским медицинским колледжем, руководит Валерий Аркадьевич Дорошенко. Он стал продолжателем лучших традиций колледжа, врач-психиатр, профессор Академии Естествознаний.
Дорошенко В.А. родился в Ейске в 1959г., окончил школу № 5, поступил и окончил Рязанский мединститут и интернатуру по специальности психиатрия. Несколько лет был главным врачом межрайонного наркологического диспансера в Тамбовской области. После переезда в Ейск 10 лет проработал заведующим психоневрологическим диспансером. Супруга Надежда Анатольевна, выпускница Ейского медицинского училища, работает клиническим психологом в психоневрологическом диспансере. В.А. Дорошенко награжден почетной грамотой министра здравоохранения России.
Под его руководством колледж успешно прошел государственную аттестацию, возобновили работу фельдшерское и акушерское отделения, открыты филиалы в городе Горячий Ключ и с. Агой Туапсинского района. Создана служба психологической реабилитации, колледж получил новый учебно-административный корпус по улице Красная, 74/2. Валерий Аркадьевич большое внимание уделяет связи колледжа с лечебными учреждениями, медицинскими училищами, колледжами; Ейский медицинский колледж вошел в Ассоциацию медицинских училищ и колледжей Северного Кавказа. В нынешних сложных экономических условиях требуется немало усилий для того, чтобы учебное заведение имело высокий рейтинг среди большого количества учебных заведений края, с чем достаточно успешно справляется коллектив Ейского медицинского колледжа под руководством директора Дорошенко Валерия Аркадьевича.
В марте 2007 года Ейскому медицинскому колледжу исполнилось 75 лет. Свое 75-летие колледж встретил новыми достижениями.
Большая заслуга в этом директора колледжа Дорошенко Валерия Аркадьевича, заслуженного работника здравоохранения Кубани. 11 год Валерий Аркадьевич возглавляет коллектив. Под его руководством преподаватели активно принимают участие в краевых конкурсах инновационных проектов, разрабатывают и издают учебные пособия, по которым обучаются студенты медицинских колледжей Краснодарского края и Ростовской области.
Огромные организаторские способности, исключительное трудолюбие, творческий подход к работе, настойчивость и упорство в достижении цели, умение масштабно мыслить помогают Валерию Аркадьевичу успешно решать административные, финансовые, хозяйственные, учебно-методические и иные вопросы. Директор проводит большую работу по внедрению в учебный процесс современных информационных технологий, уделяет постоянное внимание повышению профессионального уровня педагогических кадров, созданию комфортных условий для подготовки специалистов.
Благодаря умелому руководству директора значительно улучшилась материально-техническая база колледжа. В медколледже на Красной сегодня во всем подчеркнут престиж профессии медработника. Высокий уровень преподавания подкреплен современным лечебным оборудованием, отремонтированными современными стройматериалами учебными кабинетами, холлами. Никогда ранее внутренний и внешний вид колледжа с прилегающей к нему территорией не выглядел так привлекательно, как сегодня.
Сегодня в коллективе наряду с опытными педагогами много молодых, увлеченных делом, инновационными процессами.
В 2003 году учебное заведение получило статус колледжа. В год 75-летия открылся музей истории колледжа.
Стремление руководителя к успеху, доброжелательный настрой, желание видеть в подрастающей смене людей достойных, способных внимательно и бережно относиться к коллегам, к ветеранам, нуждающимся в сострадании, не остаются безответными. Высок авторитет Дорошенко В.А. среди студентов, преподавателей, жителей города и района, Валерий Аркадьевич является депутатом районного совета. Он уделяет внимание культурному, нравственному, профессиональному, физическому воспитанию молодежи. Доброта, принципиальность, профессионализм, отзывчивость, умение выслушать и помочь каждому снискали любовь и уважение к директору во всем коллективе.