Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Автор: TheEd от 15-11-2021, 14:18

Совещание при директоре

Совещание при директоре

Сегодня, 15.11.2021г. на совещании при директоре был представлен доклад юрисконсульта Чернышова Д.В. о недопустимости коррупционных проявлений.


Обзорная информация о коррупции в сфере образования.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений.

Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

За последние несколько лет органами государственной власти предприняты значительные шаги в борьбе с коррупцией: была сформирована соответствующая правовая база, проведены институциональные изменения, реализованы меры по привлечению гражданского общества к решению проблемы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений. Вместе с тем в ряде сфер общественных отношений противодействие коррупции требует дополнительного регулирования, привлечения новых средств и методов.

Так, сфера образования традиционно называется и до сих пор остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др. В числе факторов, способствующих росту коррупции в образовании, называют разрозненность и противоречивость образовательного законодательства; понижение качества образовательных услуг; укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм). При этом размер средств, затрачиваемых на образовательную сферу государством, является весьма значительным.

Коррупция в сфере образования – многогранная и комплексная проблема. В сферу образования в той или иной мере вовлечено подавляющее большинство граждан Российской Федерации, в связи с чем проблемы сферы образования имеют широкий общественный резонанс.

Особая опасность коррупции в системе образования заключается в том, что коррупция не только снижает качество самого образования, но и формирует у подрастающего поколения отношение к коррупции как к нормальному явлению.

Эффективно противодействовать коррупции в образовании мешает добровольный сговор участников коррупционных отношений, «договоренности» о поборах и взятках между педагогическими работниками и администрацией, учреждением и обучающимся. Зачастую ценность образования как такового не осознается гражданами, требования работодателей к образованию носят формальный характер, граждане заинтересованы не в образовании, а в формальных подтверждениях уровня образования (в получении диплома с минимальным вложением усилий). Это создает широкое поле для коррупционных проявлений, системе образования нужна новая нравственно-психологическая атмосфера, гласность.

Особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи, системным характером этого вида коррупции; негативным последствием ее распространения является снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение качества образования, что, в свою очередь, вызывает существенные проблемы на пути инновационного развития государства, создает риски и угрозы жизни и здоровью населения со стороны неквалифицированных специалистов.

В Докладе Общественной палаты "Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2020 г." указывается, что в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:

- прием в образовательные организации;

- перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с неосвоением ими образовательной программы;

- подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

- проведение промежуточной и итоговой аттестации;

- привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности получение пожертвований как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;

- создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в ущерб иным обучающимся детям;

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

- распределение государственных заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

- утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;

- прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;

- использование имущества образовательных организаций.

Кроме того, можно отметить повышенную коррупциогенность в случаях принятия решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную, распределении грантов и др. Существенно увеличиваются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Международными организациями кумовство называется одним из видов коррупции в сфере образования.

Еще одна актуальная проблема связана с правомерностью сборов денежных средств с обучающихся или их родителей (законных представителей). Само по себе пожертвование не является запрещенным. Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст. 572 Гражданского кодекса РФ) и пожертвования (ст. 582 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, существует определенный порядок целевого сбора средств и их расходования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Данным Федеральным законом установлены следующие требования: необходим договор пожертвования или завещание, подготовленные на основании норм Гражданского кодекса РФ (в договоре указываются цель пожертвования, номер банковского счета, порядок распоряжения); должен быть создан совет по использованию целевого капитала. Таким образом, пожертвования допустимы, однако при этом необходимо заключать договоры пожертвования с родителями, оформлять надлежащим способом собранные средства и перечислять на расчетный счет.

В письме Минобразования России от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 отмечалось, что родители (законные представители) не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе. Ранее указывалось, что развитие материально-технической базы государственного, муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется самим учреждением в пределах бюджетных и собственных средств (письмо Минобразования России от 27 июня 1995 г. N 48-М).

Как уже отмечалось, зачастую в наличии действующих коррупционных схем заинтересованы как некоторые обучающиеся, так и представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В этих случаях преодолению коррупции способствует активная гражданская позиция лиц, не желающих поддерживать такое положение.

Таким образом, определяются направления для борьбы с коррупцией, предметом которой является также реформа в области государственного управления: профилактика и контроль. Профилактические мероприятия проявляются в различных формах и имеют своей целью формирование и укоренение антикоррупционной культуры в обществе в целом. Они включают в себя, в первую очередь, такие мероприятия, как кодексы поведения, нормативные документы, соглашения, которые могут быть предусмотрены как закрепляющие определенные принципы или являющиеся юридически обязательными. Все они повышают уровень добросовестности и этического поведения.

Другой регулирующий механизм по профилактике коррупции касается защиты информаторов. Здесь речь идет в первую очередь о наличии адекватных механизмов осведомления внутри административного органа для информирования о формах поведения, которые являются необычными или даже незаконными. В данном контексте особое значение имеют два аспекта: применяемый процесс и доступные механизмы сообщения о нарушениях, которые позволяют установить конкретные факты или провести расследование, а также защита информаторов, особенно если известно то, что такое поведение в их собственной организации обычно расценивается как крайне нежелательное (из-за страха ответных мер возмездия). Сведения информаторов являются очень ценными и, как правило, также решающими, но скорее редкими и трудно добываемыми на практике.


Скачать доклад в PDF-формате [ b] (скачиваний: 6)

Комментарии:

Оставить комментарий
 

ГБПОУ "Ейский медицинский"
колледж"
г.Ейск ул. Красная 74/2.
8(86132)4-39-09