Саченок Анна Михайловна.
Пропаганда здорового образа жизни – путь социализации молодежи
       Сегодня много пишут и говорят о патриотизме. Но это чувство подвергается серьез-ным испытаниям. Новое поколение молодежи вырастает на американ¬ских боевиках и ази-атских наркотиках. Неизбежный результат - растущая наркомания, пьянство, преступность, по состоянию здоровья каждый третий призыв¬ник не годен к службе, и многие подростки боятся служить в армии. В этих условиях  пропаганда здорового образа жизни среди молоде-жи играет особую роль в нравственном воспитании.  Данная проблема находит свое от-ражение и в правительственных документах. Координационным советом при президенте одобрена концепция патриотического воспитания; принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". В доку-ментах указывается, что важно сформи¬ровать и развивать у подрастающего поколения гражданственность, патрио¬тизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 % имеют патологии, а 40% относятся к группе риска. Наблюдается ряд негативных тенденций: появление большого числа курящих, случаи употребления алкогольных напитков, участились случаи травматизма, причина части которых – драки, мало внимания уделяется формированию навыков, необходимых для социальной адаптации. Нацпроект «Здоровье» ставит перед школой задачу:  воспитать у школьника ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет, алкоголя или наркотиков. 
       Кому, как ни нам, вчерашним школьникам, хорошо знающим проблемы подростков, сегодняшним  студентам – медикам, изучающим  школьные факторы риска, которые нега-тивно сказываются на росте, здоровье детей, вести в школах  работу по пропаганде здорово-го образа жизни. Беседы с учащимися, опрос, анкетирование показывают, что школьники-подростки плохо представляют негативные стороны наркомании, прослеживается опреде-ленная терпимость к алкоголизации и распространению алкогольных традиций, курению. Большинство молодых людей считает, что перенесенные венерические заболевания не явля-ются серьезным препятствием для создания семьи. Понимая актуальность этих проблем, мы считаем, что пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью работы нас, студентов-медиков,  представителей волонтерских бригад Ейского медицинского колледжа. 	Основой для ведения профилактической работы среди молодежи является компетент-ность, научность и доступность материала. Профилактическую работу мы  строим не на за-пугивании, а на убеждении, на личном примере.
       Цель данной работы -- представить многолетний опыт работы студенческих добро-вольных бригад по пропаганде здорового образа жизни в школах города, района, края, рабо-ту, которая способствует социализации студентов и учащихся школ,  популяризации здоро-вого образа жизни (ЗОЖ) среди молодежи. 
 Мы поставили задачи: изучить мнения специалистов по организации пропагандист-ской работы в учебных заведениях;  для учащихся школ города и студентов разработать пла-ны организации и проведения мероприятий, в которые бы входили экскурсии, спортивные соревнования, конкурсы, круглые столы; апробировать наиболее эффективные формы и ме-тоды работы со школьниками по пропаганде здорового образа жизни;  разработать практиче-ские рекомендации, беседы для школьников, студентов, ведущих пропаганду здорового об-раза жизни.
       Объектом изучения стал процесс организации и проведения мероприятий по пропа-ганде здорового образа жизни в школах города и района. Предмет нашего исследования – наиболее эффективные формы и методы работы студентов со школьниками. 
       Мы предположили: если подростки будут осведомлены о последствиях влияния вред-ных привычек на организм, они будут стремиться к здоровому образу жизни, принимая по-ложительный опыт, накопленный в социуме, повысится активная жизненная позиция неприятия девиантных форм поведения. Научная новизна нашей работы заключается в том, что был  изучен материал  организации деятельности добровольцев по пропаганде ЗОЖ, разработана и реализуется программа «Здоровый образ жизни студентов», изучен материал о последствиях вредных привычек  на организм молодого человека, проведены социологиче-ские опросы и анализ данных опроса «Почему ты стал пропагандистом ЗОЖ», получены и обработаны данные, подведен итог  3-х летней работы студентов-волонтеров, членов клуба «Патриот»  в  6-х, 7-х, 8-х классах школы – лицея № 4, СОШ № 7 г. Ейск.
       Практическая значимость работы заключается в том, что пропаганда   ЗОЖ является неотъемлемой частью жизни колледжа, ежегодно студенты проводят в школах города и рай-она классные часы, дискуссии, круглые столы, конференции, практикумы по пропаганде ЗОЖ,  только в 2008-2009 учебном году студентами колледжа проведено 69  мероприятий, подготовленных 108 студентами для учащихся  4-х -- 11-х классов СОШ № 1,3,4,5,7,12,14,20. 
       Работают профильные классы в  школе №8. Классы работают на базе кабинета основ сестринского дела, школьники постоянно общаются с нашими студентами, преподавателями, принимают участие в организации и проведении внеаудиторных мероприятий (походы к морю, спортивные соревнования, состязания), включаются в практическую и учебно-исследовательскую деятельность. 
       Практическая значимость работы заключается и в том, что на протяжении многих лет студентами колледжа ведется эффективная работа по формированию устойчивых убеждений в необходимости ЗОЖ. Результаты контрольного исследования, проведенного в октябре 2009г., подтвердили эффективность работы студентов. Мы считаем, что эффективность ра-боты связана с тем, что группа пропагандистов формируется на диагностической основе.
       Конкретные результаты.
1.	Проведено с января по декабрь 2009г. 72 мероприятия.
2.	Разработано 6 памяток для родителей и учащихся.
3.	Проведено 5 научно-практических внутриколледжных конференций, в которых ак-тивное участие приняли волонтеры и школьники города.
4.	Проведено 8 обучающих семинаров, в которых приняли участие 108 студентов из во-лонтерских бригад «Милосердие».
       Исследуются мотивы, приведшие студентов в  волонтерские бригады «Милосердие», и мотивы, по которым они хотели бы заниматься пропагандой ЗОЖ.
       Работа эффективна, потому что ведется на добровольной основе. Студенты проводят анкетирование, опрос по выявлению наиболее актуальных проблем  в разных школах и в разных возрастных группах. В 4-х – 7-х  классах рассказываем о последствиях курения на организм подростка; в 8-х – 11-х классах знакомим учащихся с влиянием на организм алко-голя, наркотиков, абортов, с последствиями кожно-венерических заболеваний, при этом ис-пользуем материалы, полученные в наркологическом диспансере нашего города, в детском отделении Ейской центральной районной больницы, в городском  перинатальном центре.
       В адрес администрации колледжа приходят благодарственные письма от администра-ции школ города и района о работе студентов по профилактике табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, за работу по пропаганде правильного питания, здорового образа жизни. Практическая значимость работы заключается и в том, что на протяжении многих лет студентами колледжа ведется эффективная работа по формированию устойчивых убеждений в необходимости ЗОЖ. Результаты контрольного исследования, проведенного в октябре 2009г. подтвердили эффективность работы студентов. Мы считаем, что эффективность работы связана с тем, что группа пропаганди-стов формируется на диагностической основе.
       Конкретные результаты.
5.	Проведено с января по декабрь 2009г. 72 мероприятия.
6.	Разработано 6 памяток для родителей и учащихся.
7.	Проведено 5 научно-практических внутриколледжных конференций, в которых ак-тивное участие приняли волонтеры и школьники города.
8.	Проведено 8 обучающих семинаров, в которых приняли участие 108 студентов из во-лонтерских бригад «Милосердие».
       Исследуются мотивы, приведшие студентов в  волонтерские бригады «Милосердие», и мотивы, по которым они хотели бы заниматься пропагандой ЗОЖ.
       Работа эффективна, потому что ведется на добровольной основе. Студенты проводят анкетирование, опрос по выявлению наиболее актуальных проблем  в разных школах и в разных возрастных группах. В 4-х – 7-х  классах рассказываем о последствиях курения на организм подростка; в 8-х – 11-х классах знакомим учащихся с влиянием на организм алко-голя, наркотиков, абортов, с последствиями кожно-венерических заболеваний, при этом ис-пользуем материалы, полученные в наркологическом диспансере нашего города, в детском отделении Ейской центральной районной больницы, в городском  перинатальном центре.
       В адрес администрации колледжа приходят благодарственные письма от администра-ций школ города и района о работе студентов по профилактике табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, за работу по пропаганде правильного питания, здорового образа жизни. Эффект проекта в долгосрочной перспективе. 
       У каждого студента есть свои мотивы и причины, по которым он становится пропа-гандистом ЗОЖ, что отражено в таблице
| № п/п | Мотивы | Количество |     Место     | 
| 1 | Желание помочь другим людям | 28 студентов | 1 мест | 
| 2 | Знакомство с новыми людьми | 12 студентов | 5 место | 
| 3 | Гражданские чувства | 14 студентов | 4 место | 
| 4 | Религиозные соображения | 1 студент | 8 место | 
| 5 | Сострадание к нуждающимся | 6 студентов | 7 место | 
| 6 | Групповая работа с друзьями | 20 студентов | 2 место | 
| 7 | Чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам | 10 студентов | 6 место | 
| 8 | Желание почувствовать свою профессиональную необходимость | 18 студентов | 3 место | 
| 9 | Желание учиться общаться с другими | 20 студентов | 2 место | 
      На основании анализа ежегодного социологического опроса школьников студентами сделаны выводы о том, что в результате проводимой работы: 
-- повысилась готовность студентов и школьников нести персональную ответствен-ность за собственное здоровье;
-- повысилась активная позиция неприятия девиантных форм поведения (употребле-ния алкоголя, курения, наркотиков) в контрольных классах;
-- повысилась социальная активность студентов и учащихся;
-- увеличился охват учащихся школ города и района пропагандой здорового образа жизни силами студентов;
-- повысилась информированность молодежи для формирования собственных страте-гий и технологий правильного питания.
      Учащиеся экспериментальных классов активно посещают спортсекции, художествен-ную школу, музыкальную школу.
      В ходе проводимых мероприятий подтвердилась рабочая гипотеза. 
      Студенты и школьники включены в социально-ориентированное творчество, направ-ленное на развитие их гражданской ответственности.
       Положительный результат работы в течение 3-х лет в контрольных и эксперимен-тальных классах составил:
-- контрольный класс – 4%
 -- экспериментальный класс – 26%
       Анкетирование, проведенное в октябре 2008 года, показало, что в контрольных клас-сах число курящих снизилось с 13 до 7 человек; из 5 девочек только 2 учащиеся написали, что курят «иногда, за компанию».
       В экспериментальных классах из 11 куривших в 2007 году, в 2008г. курили 4 мальчи-ка, а в 2009г. – курят 2.  Девочки полностью отказались от этой вредной привычки.
       Спортивные секции, художественную школу, музыкальную школу, танцевальные кружки в контрольных классах в 2007г. посещали 25 учащихся (47%), в экспериментальных классах – 26 школьников (48%).
       В 2008 г. в контрольных классах количество посещающих спортсекции, школу ис-кусств уменьшилось на 2 ученика, в экспериментальных классах наоборот, количество таких школьников с 26 выросло до 30. 12 школьников экспериментальных классов посещают  и спортсекции и различные по направлениям классы школы искусств. В 2008-2009 учебном году студенты колледжа вели очень активную пропаганду ЗОЖ во всех школах города и района, но наиболее тесная работа связывала студентов и учащихся школы-лицея № 4, по-этому результаты исследования показали, что четко спланированная  работа по пропаганде ЗОЖ, совместные внеклассные мероприятия, работа с родителями, общественными органи-зациями дают хорошие положительные результаты, делают работу более эффективной.

 
              
              
      
      
      
       
      
       
       
  
  
  
  
  
  
  
 


